Научно- фантастический аниме-фильм «Лабиринт сновидений» («Нео-Токио») 迷宮物語 (1987)
«Лабиринт сновидений» — это скорее визуализированный сон, чем фильм. Альманах состоит из трех новелл, снятых классиками японской анимации. Формально его части ничем не связаны, однако они дополняют друг друга с той логикой, органичной и несомненной, которая растворяется в момент пробуждения, оставляя только смутное воспоминание. Три рассказа, три сна, три маршрута по одному лабиринту. Три путеводных клубка, подаренных тремя волшебниками японской анимации.
Оценивать «Лабиринт» — занятие бессмысленное: слишком он сложный и разный. Экспериментальная анимация потому и называется экспериментальной, что нельзя знать заранее, кому она понравится, а кому нет. Но если вы интересуетесь аниме или вообще анимацией, если цените маленькие кинодрагоценности, которые можно бесконечно пересматривать, каждый раз замечая что-то новое — не упустите этот фильм. Хорошая фантастика – не только развлечение, она учит не только чувствовать, но и мыслить, что тоже бывает необходимым.
«Лабиринт»
Первую из трех новелл, «Лабиринт», снял Сигэюки Хаяси (под псевдонимом Ринтаро) — режиссер Galaxy Express 999 и X/1999. Это самая темная и сюрреалистичная, но одновременно самая добрая и сказочная из трех частей, обрамляющая остальные две: с нее фильм начинается, ею же он и заканчивается. Очень трудно с ходу понять и объяснить где происходят события, чем они обусловлены и во что впоследствии выливаются. Наполненный, чуть ли не до краев, сверхъестественным этот лабиринт сознания, в конце концов, настраивает зрителя на всю иллюзорность реальности, тем самым сближая ее с разворачивающимся под куполом цирка мистическим представлением.
Маленькая девочка и ее толстый важный кот играют в прятки, скрываясь друг от друга в комнатах и коридорах, часах и зеркалах, — и не скажешь, кто из них загадочнее: лабиринт или сама девочка...
«Бегущий человек»
Вторая часть, «Бегущий человек», снята Ёсиаки Кавадзири, режиссером «Манускрипта ниндзя» и Cyber City Oedo 808. Она тоже посвящена игре в догонялки — гибельным гонкам на выживание, чтобы потешить жадную на зрелища публику, на стадионе под названием «Цирк смерти». Это рассказ о непревзойденном пилоте, абсолютном чемпионе в гонках за собственным хвостом. Человеке, спалившем на треке свое тело и мозг, словно ненадежные детали болида. Безумный гонщик въезжает прямо на тот свет — картина меняется, и мы видим третью часть головоломки.
«Приказ об отмене работ»
«Приказ об отмене работ» снял Кацухиро Отомо, создатель «Акиры» и «Стимбоя». Это самая последовательная и понятная из трех частей, без двусмысленностей и смутного символизма. Она же и самая страшная. В этой смеси из Азимова и Кафки неисправные роботы упрямо строят в глухих болотистых джунглях циклопическую «вавилонскую башню»...
«Мир фантастики»